Подготовка экспертов по вопросам энергосбережения

Введение

Программа подготовки экспертов по вопросам энергосбережения разработана в рамках «Датско-Белорусского проекта развития сотрудничества местных органов власти» с целью подготовки экспертов, имеющих высшее техническое образование.

 

Цель

Закрепление и систематизация у специалистов с высшим образованием знаний в сфере энергосбережения и формирование современных подходов для решения задач эффективного использования и снижения расходов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с использованием датского опыта в области энергосбережения и альтернативной энергетики.

Задачи

Систематизировать знания по основным вопросам энергосбережения:

  • виды энергии, основы её производства, распределения и потребления;
  • экономические и экологические аспекты энергосбережения;
  • повышение энергоэффективности на базе действующих ТНПА  «Энергосбережение», внедрения их положений по вопросам энергоаудита и энергетического менеджмента, оценка эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • основные энергосберегающие мероприятия в технологических процессах и установках;

ознакомить специалистов с

  • опытом Датских муниципалитетов по снижению расхода энергетических ресурсов.

Рекомендуемые формы и методы подготовки

  • дистанционное обучение,
  • самостоятельная работа с консультационной поддержкой экспертов,
  • дискуссии.

Общее количество учебных часов 31 час.

Содержание программы подготовки и примерное время для изучения отдельных тем.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа является наиболее важной и существенной формой подготовки, при этом нужно предусмотреть оптимальное взаимодействие как между самими потенциальными экспертами, проходящими подготовку, так и потенциальных экспертов с группой опытных экспертов для своевременного разрешения всех возникающих вопросов и с целью периодического контроля знаний. В ходе самостоятельной подготовки рекомендуется использовать Примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения, информационные и методические материалы, а также интерактивные программные продукты. Для целей самоконтроля целесообразно проходить тестирование с использованием тестов «Системы дистанционного обучения» и «Системы тестирования».

Потенциальный эксперт должен обладать хорошей подготовкой и навыками использования и, соответственно, активно использовать справочно-информационную поисковую систему правовой информации, а также методы поиска, анализа и систематизации информации в Интернет. Потенциальный эксперт, также должен хорошо владеть основными информационными технологиями, например Microsoft Excel.

Самостоятельная работа должна протекать в форме делового взаимодействия, в котором опытный эксперт выполняет функцию управления через контроль и коррекцию ошибочных действий потенциальных экспертов.

В организации самостоятельной работы особенно важно правильно определить объем изучаемого материала, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы.

При этом важно сориентировать себя не на информационную, а на творческую деятельность на основе постановки и решения реальных задач, как бытового, так и служебного значения. Обязательным условием качественной подготовки экспертов является освоение ими интерактивных программных продуктов и их практическое применение на реальных задачах.

Кроме того, потенциальный эксперт должен освоить и получить навыки разработки технико-экономических обоснований энергосберегающих мероприятий (пример здесь и здесь) , включая расчеты статических и динамических показателей эффективности проектов.

Примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения:

  1. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2007 № 1122 «О мероприятиях по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14.07.2007 № 3» и № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов».
  2. Стандарты Республики Беларусь по тематике «Энергосбережение». Перечень, назначение, основные цели и главные положения.
  3. Основные принципы определения экономической целесообразности применения энергосберегающих мероприятий.
  4. Виды энергосберегающих мероприятий, технико-экономический анализ, сроки окупаемости.
  5. Варианты энергосберегающих мероприятий, сопоставимость и выбор наиболее целесообразного по экономическим показателям.
  6. Экономические показатели энергосберегающих мероприятий. Факторы, влияющие на эти показатели.
  7. Местные виды топлива в Республике Беларусь и перспективы их использования.
  8. Энергетический менеджмент на предприятии и его задачи.
  9. Энергетический аудит и порядок обследования предприятий.
  10. Понятие, содержание и принцип тепловой модернизации зданий, особенности организации и проведения.
  11. Значение учета расходов электрической и тепловой энергии на рациональный подход к путям энергосбережения.
  12. Основные виды приборов учета и регулирования в системах энергоснабжения.
  13. Причины потерь энергии в системах выработки, транспортировки и потребления.
  14. Целесообразность и эффективность применения теплообменников – утилизаторов технологических и вентиляционно-отопительные выбросов. Принципиальные схемы теплообменников – утилизаторов.
  15. Энергосбережение при работе насосов и вентиляторов.